1-2 февраля 2022 года в Сатке проходила открытая научно-практическая краеведческая конференция «Горное сердце Евразии», посвященная 95-летию Саткинского района. Она впервые проходила в нашем городе.

Площадкой для проведения масштабного мероприятия стал Саткинский горно-керамический колледж им А. К. Савина. Инициаторами конференции выступили Группа Магнезит и Фонд содействия развитию Саткинского района. Главные партнеры краеведческого мероприятия – Челябинский государственный университет и Группа Магнезит.

На протяжении двух дней более 100 человек были погружены в историю Саткинского района, его становление и преобразование. Участники конференции самых разных возрастов и социального статуса: доктора и кандидаты наук, краеведы, учащиеся школ и колледжей Сатки, студенты вузов региона, а также специалисты Саткинской производственной площадки Группы Магнезит. Среди выступавших были представители педагогического отделения нашего колледжа.

Студент 21 группы Спесивцев Вячеслав Сергеевич представил доклад «Мой опыт знакомства с кузнечным ремеслом и проведения мастер – классов по ручной ковке для жителей Саткинского района». Это выступление признано лучшим в секции «Культура и творчество», которую возглавляла Ежова Л.С.

В основе его выступления лежит идея сохранения и развития традиций кузнечного ремесла в Саткинском районе, повышение интереса к нему в обществе и приобщение сверстников к созидательному труду.

К сожалению, в век компьютерных технологий и робототехники многие из ремесел уходят в прошлое, исчезают и забываются. Однако, в это же время благодаря мастерам-энтузиастам, которые стремятся сохранить народные традиции, культуру, в обществе появился интерес к изделиям ручной работы, старинным ремёслам. Одно из самых древних традиционных ремёсел нашего края – это кузнечное дело, к которому в настоящее время проявляется интерес как со стороны населения, так и со стороны местных властей в рамках событийных мероприятий. Это подтверждается большим количеством зрителей, в том числе молодежи, на фестивалях этнокультурной направленности в Саткинском районе. Для повышения интереса к туризму и возрождению народных традиций и ремёсел, в начале 2010-х годов в Саткинском районе начал проводиться Порожский фестиваль кузнечного ремесла.

В своем выступлении автор рассказал, как он заинтересовался ручной горячей ковкой металла. Его увлечение поддержали родители и старший брат. В результате, с течением времени была построена кузница, собрана коллекция кованых предметов сельского быта, восстановлена ветвь родословного древа (прадед автора в 6 поколении был кузнецом).

Развитие этого направления (возрождение кузнечного ремесла) можно рассматривать как важный элемент воспитания уважения к людям, занимающимся ручным трудом, у детей и молодежи. Это также имеет большое значение и перспективы для развития декоративно-прикладного творчества: кованые предметы прекрасно вписываются в современный интерьер дачных домов и используются в оформлении городской среды и парковых зон, а также могут стать отличным подарком.

Вячеслав многократно участвовал во Всероссийских, областных, районных и городских конкурсах, выставках, социальных проектах, проводит исследовательскую работу, всячески пропагандирует кузнечное ремесло. За несколько лет самообучения у него появился опыт, позволяющий проводить уроки ковки с детьми и взрослыми, чем он теперь и занимается с участием своих родителей.

Также на конференции выступила преподаватель естественнонаучных дисциплин Тимакова Марина Николаевна с работой «Авторский курс «Природа и экология Саткинского района» для подготовки будущих педагогов к реализации регионального компонента образовательных программ», секция «Природа и туризм» (Руководитель секции Садырин В.В.).

В выступлении был представлен опыт работы по созданию и реализации программы дополнительного образования студентов «Природа и экология Саткинского района».

Современные образовательные программы для ДОУ и начальной школы обязательно содержат региональный компонент, так как Россия – самое большое государство и каждый её регион индивидуален. Будущие педагоги (особенно иногородние студенты) уже в стенах учебного заведения знакомятся с уникальной природой нашего региона, от которой зависит хозяйственная деятельность его жителей и наличие экологических проблем, связанных с ней.

Программа дополнительного образования «Природа и экология Саткинского района» создана автором для реализации регионального компонента в процессе профессиональной подготовки студентов по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Краеведческие знания необходимы будущим учителям начальных классов и воспитателям ДОУ, так как свои первые шаги в мир природы воспитанники делают под руководством своих педагогов. Дети учатся видеть красоту природы, разгадывать её тайны. Но, чтобы стать проводником в мире природы, педагог должен сам быть широко образован, в том числе знать и любить природу родного края.

Программа дополнительного образования имеет цели познакомить студентов с природой родного края, её богатством, разнообразием и неповторимостью; – показать взаимосвязь всех компонентов природы, последствиями нарушений природного равновесия; – показать студентам важность краеведческих знаний для осуществления экологического образования дошкольников и младших школьников.

Материал программы содержит сведения о физико-географическом положении Саткинского района, абиотических факторах (рельеф, климат, полезные ископаемые, почвы и водные ресурсы), природных сообществах, типичных в нашей местности, уникальных Памятниках природы, а также о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу района.

Изучение природы родного края немыслимо без экскурсий, практических работ, просмотров видеофильмов, фотовыставок. Для лучшего усвоения теоретических знаний в её содержание включены занимательные сведения, работа с картой, заполнение краеведческой тетради, решение ребусов. Подведение итогов работы по программе проходит в форме конкурса экскурсоводов по живописным уголкам города или района. Таким образом, теоретическое и практическое освоение содержания программы готовит студентов 1 курса к практической деятельности с дошкольниками и младшими школьниками по методике экологического образования и воспитания. Реализация программы позволяет воспитывать у студентов патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей природе, чувство гордости за свою малую Родину, сопричастность к её проблемам в области экологии, охраны природы, желание участвовать в природоохранной деятельности.