Подготовка воспитателей, готовых работать в условиях инклюзивного образования

В марте этого года в Саткинском горно-керамическом колледже им.А.К.Савина завершилась реализация региональной инновационной площадки по теме «Формирование готовности студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

 «Основная идея проекта: подготовка студентов, будущих воспитателей, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в комбинированных группах дошкольных учреждений, – рассказывает директор СГКК С.А.Башкова.  – Работа Региональной инновационной площадки длилась последние три года и  успешно завершилась, получив высокую оценку областного научно-методического совета, Челябинского института развития профессионального образования и Министерства образования и науки Челябинской области».

В ходе работы региональной инновационной площадки преподавателями педагогического отделения Колледжа – Л.А. Нефедовой и И.В. Доновской – был разработан профессиональный модуль, направленный на изучение основ организации работы с детьми с ОВЗ, и учебно-методическое обеспечение к нему.

Преподаватели общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов (Е.В.Боярчук, О.Е Ефимина., Н.Е Чубукова., М.И. Ян) внесли изменения в рабочие программы с целью повышения уровня готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Одной из задач системы воспитательной работы в колледже является задача формирования инклюзивной культуры, а именно воспитание толерантности, милосердия посредством включения студентов в благотворительную волонтерскую деятельность.

Для реализации поставленной задачи проводится целый комплекс мероприятий: организация волонтерской работы и оказание помощи детям в детских садах, в семьях «группы риска», в больнице, в детском доме, в доме ветеранов.

Реализован волонтерский проект «Воспитание красотой», направленный на оказание помощи детским садам в благоустройстве участков и прогулочных веранд с целью создания условий для полноценного формирования личности ребенка, в том числе с ОВЗ.

Студенты участвуют в совместных праздниках для «особых детей» с Центром психолого-педагогической помощи детям г. Сатка, проводят праздники для детей. Проводятся мастер-классы для детей с ОВЗ на базе детских садов и школ, благотворительные акции «Игрушки – детям», «Добрые дела», «Подарим детям радость».

В рамках инновационной деятельности с целью обмена опытом работы по подготовке студентов к инклюзивному образованию организованы региональный конкурс «Я – творческий человек!» и областной фестиваль добрых дел «От сердца к сердцу», основной темой которых в 2020 и в 2021 годах явилась работа с «особыми» детьми.

За три года реализации инновационного проекта студентами выполнено 23 учебно-исследовательские работы, которые опубликованы в сборниках областных и межрегиональных научно-практических конференций.

В 2019 и в 2021 годах наши студенты занимали призовые места в областном конкурсе исследовательских работ и являются лауреатами 2 степени Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура» с темами по региональной площадке.

Важнейшим условием приобретения профессиональных компетенций является отработка навыков на практике, поэтому решение поставленных задач невозможно без организации социального партнерства. Колледж заключил договоры с девятью социальными партнерами, в частности с Управлением образования Саткинского муниципального района, с дошкольными образовательными учреждениями, с Центром дополнительного образования детей «Радуга», с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В базовых дошкольных образовательных учреждениях, имеющих группы комбинированной и компенсирующей направленности, созданы условия для прохождения студентами производственной практики.

Результаты анализа учебных достижений, результатов учебной и производственной практики показывают положительную динамику освоения знаний и формирования дополнительных профессиональных компетенций.

В целях распространения инновационного опыта административные и педагогические работники выступали на научно-практических семинарах, конференциях разного уровня, на заседаниях областного методического объединения. Опубликовано 14 статей по теме региональной инновационной площадки в журналах и сборниках областных и межрегиональных научно-практических конференций. 

В феврале текущего года организованы курсы повышения квалификации для воспитателей групп комбинированной направленности.

Также по теме региональной инновационной площадки разработана и опубликована социальная практика на АСИ «Смартека»– сервисе по поиску лучших практик в различных отраслях для решения социально-экономических задач.

Итоговые результаты региональной инновационной площадки были представлены директором колледжа, кандидатом психологических наук С.А. Башковой, руководителем структурного подразделения С.В. Бабенко и руководителем проекта А.С. Трениным на заседании областного научно-методического совета. Инновационный проект был высоко оценен и рекомендован к распространению на всероссийском уровне.

 

 Вставка: Саткинский горно-керамический колледж им. А.К. Савина осуществляет образовательную деятельность по 15 специальностям, из них – две специальности по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», две специальности из сферы услуг и остальные 11специальностей  технической направленности.